1. Для просмотра полной версии форума нужно Войти или зарегистрироваться
    Скрыть объявление
  2. В период военного положения в Украине рекомендуем сохранять трезвость, это жизненно важно как вам так и вашим близким, возможно вам придётся их защищать и для этого лучше оставаться трезвыми! Нужно пережить это не лёгкое время, помогайте друг другу чем можете, мы с вами! Гуманитарная помощь жителям Украины
    Скрыть объявление

Германская лиса в курятнике Антанты: приключения лёгкого крейсера «Эмден»

Тема в разделе "Автоматически добавленные приколы", создана пользователем Бот:, 14/2/20.

  1. TS
    Бот:

    Бот: Legalizer BOT

    Регистрация:
    11/2/17
    Сообщения:
    102.514
    Карма:
    433
    Репутация:
    550
    Оценки:
    +9.033/79/-102
    [​IMG]


    Быть крейсером на торговых коммуникациях у превосходящего на море противника — опасная задача. Конец предсказуем — рано или поздно проныру обложат, загонят в угол и прикончат. Но всегда есть возможность нанести противнику максимальный ущерб, пока неминуемый момент ещё не наступил. Герой нашей статьи воспользовался этим по полной программе — и вошёл в историю.



    Соплёй перешибить



    Крейсер «Эмден», который базировался в германской колонии Циндао, было сложно отнести к категории тяжеловесов. Слабенькая броня, десяток четырёхдюймовок и два торпедных аппарата — потопить такую «грозу морей» было не особо сложно. Серьёзную угрозу рейдеру представляли даже эсминцы и канонерки. Достаточно было повредить немца — например, снизить ход или заклинить рули — и дать возможность стянуть к нему подкрепления. Лихому вояжу тут же пришёл бы конец.



    Из крейсера перед походом безжалостно повышвыривали почти всё деревянное и тканевое, чтобы помешать распространению огня, — но проблемы это не решило.



    Конечно, «Эмден» мог полагаться на скорость — весьма солидные для своего времени 24 узла максимального хода. Но развивать её получалось лишь в тактических ситуациях. И дело тут не только в том, что корпус обрастал ракушками. «Эмден» не мог бесконечно ходить по Индийскому океану без угля. У него, конечно, были следующие по пятам угольщики, но они ограничивались своей «грузовиковой» скоростью — и, как следствие, ограничивали «Эмдена».


    [​IMG]


    Но имелись у немцев и козыри в рукаве. Например, высокая выучка экипажей, позволявшая перегружать уголь не в тихой бухте, а в любой точке открытого моря, не побив при этом на волнах корпуса.



    «Эмден» , но у него имелась другая хитрость. Команда изготовила фальшивую трубу — когда её ставили, количество труб доходило до четырёх и «Эмден» становился похож на британский бронепалубный крейсер. Это вводило противника в замешательство и давало драгоценные минуты на принятие и воплощение решений.



    Ну и ещё, конечно, имелись хитрый план и решительность, граничащая с фатализмом.



    Повелитель призов



    Перед тем как отправиться в вояж к Индийскому океану, 31 июля 1914 года «Эмден» вышел в сторону Владивостока — ловить русские торговые суда. Это ему удалось — крейсер сцапал пароход «Рязань». Русские знали, что поблизости — территориальные воды пока ещё нейтральной Японии, и попытались удрать. Увы, не вышло — «Рязань» поймали. «Эмден» вернулся в Циндао вместе с первым трофеем.



    Пассажиры и экипаж русского корабля слабо походили на готовый к подчинению класс отличников. Капитан пытался протестовать по любому поводу, а остальные пакостили как могли — например, пытались нарушить светомаскировку. Устав с этим воевать, немцы выключили динамомашину. Тогда русские принялись расхаживать по кораблю со свечами, чем сильно раздражали экипаж крейсера.


    [​IMG]


    В рейдовый поход по Индийскому океану «Эмден» вышел 13 августа.



    Немцы ещё не успели испытать ожесточения войной. Они не ощутили неприятельской блокады, не пережили «брюквенную зиму» и поэтому были настроены довольно галантно. Например, не оставляли команды и пассажиров с призов в шлюпках в открытом море, а старались сажать их на специально выделенное захваченное судно. Даже позволяли взять вещи — если капитан тут же исполнял все требования рейдера и не пытался убежать. После чего корабль с пленными — когда он переполнялся — просто отпускали.



    Этим немцы вызывали не только удивление, но и восхищение у газетчиков Британской Индии.



    «Эмден» брал один приз за другим. Иногда получалось «вылавливать» одного торговца за другим — встав на удачном месте, крейсер едва успевал остановить и осмотреть одно судно, как в руки уже самостоятельно шло другое. Не приходилось даже трогаться.



    Свою роль играла и удалённость некоторых областей Индийского океана от остального мира. Так, девятого октября корабль зашёл на небольшой (27 квадратных километров) отдалённый островок Диего-Гарсия, чтобы очистить дно от ракушек. Там располагалась британская колония. Но местные о войне ничего не знали — так редко ходила почта. Немцы удачное совпадение обстоятельств оценили и про мировой конфликт не обмолвились — чтобы не создавать проблемы себе и не ухудшать настроение островитянам.


    [​IMG]


    Когда чешутся торпеды



    «Эмдену» удалось пленить и/или утопить 23 торговых судна. Но командовавший кораблём Карл фон Мюллер вовсе не собирался ограничиваться действиями в открытом море.



    Двадцать второго сентября крейсер дерзко появился у города Мадрас и поджёг британские нефтехранилища. Сделав это, он обстрелял суда в гавани и, утопив одно из них, растворился на просторах Индийского океана.



    Уже через месяц он появился в Пенанге, где устроил куда более впечатляющее представление. Маскируясь при помощи фальшивой трубы, «Эмден» подкрался к русскому крейсеру «Жемчуг» меньше чем на 200 метров и выпустил торпеду. Затем он открыл ураганный огонь из 105-мм орудий и шарахнул ещё одну. Русский корабль утонул.



    После настала очередь подвернувшегося под руку французского миноносца. На руку немцу играла непозволительная расслабленность противника — увидеть «Эмден» в Пенанге никто не ожидал. Француза крейсер расстреливал в открытом море — поэтому, потопив неприятеля, немцы принялись вытаскивать утопающих. Многие из них спасаться не хотели и принялись удирать вплавь. Не имея возможности тратить время, «эмденцы» подобрали, кого успели, и вновь ушли в океанские воды.


    [​IMG]


    Неизбежность



    Затем фон Мюллер покусился на Кокосовые острова — там находилась британская телеграфная станция. План был прост: подойти, послать сильный десант, вывести из строя оборудование и исчезнуть. Но на телеграфе успели завопить о помощи.



    Неподалёку как раз оказался австралийский лёгкий крейсер «Сидней», шестидюймовки которого значительно превосходили орудия «Эмдена».



    Бой закончился предсказуемо — хотя немцы дрались отчаянно, и пару раз казалось, что ещё чуть-чуть и им повезёт.



    Но нет — тяжело повреждённый «Эмден» в итоге выбросился на скалы, чтобы экипаж смог сдаться, а не пойти на корм рыбам.



    Увидев это, «Сидней» бросился ловить находившийся неподалёку трофейный угольщик германского крейсера. Корабль австралийцам не достался — экипаж успел открыть кингстоны, после чего с чувством выполненного долга сдался в плен.


    [​IMG]


    Капитан «Сиднея» догадывался, что на острове с телеграфом орудует десантная команда — «Юнион Джек» на флагштоке станции отсутствовал. Но крейсер особо не спешил — предполагалось, что запертые на острове немцы никуда оттуда не денутся.



    Похождения Хельмута фон Мюке



    Это была большая ошибка.



    Полсотни десантников «Эмдена» под командованием капитан-лейтенанта фон Мюке не собирались попадать в плен. Не теряя времени даром, они утащили у местных парусную шхуну и, быстренько её подлатав, двинулись в сторону ближайшего голландского порта.



    С трудом достигнув его (регулярно вычерпывая воду и чинясь на ходу), десантники сели на один из германских транспортников и расстались с треклятой посудиной.



    Их высадили на юге Аравийского полуострова, где немцам пришлось пробиваться через земли , — а те и до войны были ради ограбить кого угодно. Пришлось отбиваться. К счастью для Мюкке, немцы были вооружены до зубов — помимо прочего, имели четыре пулемёта.


    [​IMG]


    Воюя с арабами, страдая от недостатка пищи и воды, моряки «Эмдена» всё же пробились сквозь недружелюбную пустыню и добрались до Константинополя в мае 1915 года. Более чем через полгода после того, как их крейсер дал последний бой.